Новости

23-01-2018

Домашние встречи в суфийской традиции

далее...
04-06-2017

«Лето 2017»

далее...

Подпишитесь

на наши новости


Loading

Кто Вам сказал, что это невозможно? И кто он такой, чтобы так запросто оперировать словом «невозможно» по отношению к Вашим задумкам?
Наполеон Хилл
+7 (351) 7764188

Работа с детскими страхами методом Комплексной Сказкотерапии.

Мудрецы говорят, что устранение отрицательных эмоциональных следов страха является необходимым условием психического здоровья детей. Откуда берутся эти следы? Если «со страхом надо бороться», то это значит, что кто-то НАПАДАЕТ или ВЛИЯЕТ?  Быть может это мысли, чувства, люди или обстоятельства?
Само «Имя Страха» для многих детей уже обладает особым влиянием. Даже тихое произнесение этого Имени поднимает из глубин души неосознаваемое тревожное ощущение. И вот уже ребенок на некоторую долю лишен уверенности, опасливо озирается, в надежде найти где-то вовне помощь и защиту.

На помощь ребенку приходит мудрый помощник - психолог. Задача психолога состоит в том, чтобы проводить терапевтическую и коррекционную работу, направленную на освобождение маленького человека от оков страха, с одной стороны, и развития нужных страхов, с другой. Ведь в работе со страхами важно понимать не только их разрушительное воздействие на психику и душу человека, но и положительное назначение страха. У этого чувства есть важное предназначение – ПРЕДУПРЕЖДАТЬ детское сознание (а также и подсознание) о некой опасности. Предупрежден – значит, вооружен. Благодаря предупреждению, исходящему от страха, у ребенка формируется психическая готовность к правильному поведению в изменившихся обстоятельствах. Изначальный положительный смысл страха был связан со здоровыми осторожностью и наблюдательностью, необходимыми для выживания в окружающем мире.

 

Здесь важно понимать, что психолог не работает, собственно, со страхами. Почему? Чтобы избежать ловушки «желтой обезьяны». Помните, как одному человеку запретили думать о желтой обезьяне, после чего он ни о чем  ином и помыслить не мог – желтая обезьяна не выходила у него из головы. Поэтому делать мишенью психологической работы страх - нельзя. Если мы попадем в эту ловушку, то мы лишь усилим страх, ибо уделим ему много внимания.

Цель работы психолога – развитие личности в целом, информирование о природе страхов, обучение саморегуляция, развитие самодисциплины и снятие напряжения.

Основные инструменты сказкотерапевта для работы со страхами: сказка (художественная, дидактическая, коррекционная, терапевтическая, медитативная), а также - специальная психологическая песочница.

Страх может стать главным героем сказки (например, Король Страх, или Маленький страшный Сон), он может быть второстепенным героем: одним из слуг отрицательного героя; также страх может быть описан как трогательный персонаж, нуждающийся в защите; в случаях работы со страхом смерти страх может стать проводником в другой мир  и пр.

Работая с разными «именами страха», психолог зашифровывает, «упаковывает» в сказку важные  терапевтические идеи.

 

Чтобы настроиться на работу с разными видами сказок, можно использовать «рабочие фабулы». Они не должны сдерживать творческих откровений психолога. Их задача – дать направление его мыслям.

 

Сказкотерапевт Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предложила сказку о Короле и его слугах – Чувствах. Идея этой сказки состоит в представлении внутреннего мира ребенка в образе сказочной страны, которой правит добрый, мудрый и сильный Король. Он символизирует «Я».
Главное, разотождествить «образ – Я» с эмоциональными процессами. Поэтому мы говорим ребенку, что есть Король, и есть его Слуги. Действительно, чувства, мысли, намерения, желания служат нашему «Я», помогая развиваться. Но это утверждение справедливо только при условии, что «слуги знают Меру». Мера – это символ баланса во внутреннем мире. Другими словами, часто в нашей жизни встает вопрос: чувства владеют человеком или человек чувствами? Эта сказка написана и рассказывается ребенку для того, чтобы он учился «владеть чувствами».

Кроме идеи эмоциональной саморегуляции в этой истории заложена ценность Любви, как особой Силы и Добродетели. Мудрецы говорят: «Сердце, в котором есть любовь, способно вместить в себя всю вселенную и в нем еще останется место; бескорыстная любовь воистину безгранична, она способна забыть и простить слабости других и видит в каждом лишь красоту и особенности». Я замечала, что некоторые родители стесняются проявлять свою любовь к детям. Может, оттого, что не знают как это сделать, не владеют чувствами или культурой их выражения? Культуру выражения любви можно начать формировать с этой сказки.
Сказка написана так, чтобы психолог мог в процессе прочтения размышлять, обсуждать ее события с ребенком. После этого можно вместе с ним нарисовать Короля и его слуг.


В добрый путь и всех благ!

Читайте также: